Anna (stilo) wrote,
Anna
stilo

Category:

Базилика Сен-Дени

Давно хотела съездить туда, да все тянула и откладывала - райончик вокруг еще тот, одно слово - департамент Сена-Сен-Дени, печально известный событиями 2005-го и последующих годов...
Наконец побывала в Базилике. Сказать, что потрясена - это ничего не сказать. Одно из самых сильных мест Франции, духовная опора, мощь и немыслимая, невероятная красота, свет, пробивающий насквозь и опыт, и скепсис. Древнее аббатство, католическая святыня, первое в мире готическое сооружение и усыпальница великих французских королей.


Казненные король и королева


Дальше много фото, история базилики - это история Франции в камне.



Монастырская церковь Сен-Дени на протяжении двенадцати столетий являлась королевским некрополем. Большинство французских королей, от Меровингов до Бурбонов, погребены в Сен-Дени.

Согласно легенде, около 250 г. первый епископ Парижа св.Дионисий (Дени) за проповедь христианства был обезглавлен на Монмартре у святилища Меркурия. Однако произошло чудо: святой мученик взял свою отрубленную голову в руки и двинулся вперед по дороге на север. Пройдя около 6 км, он упал замертво в селении Catulliacum, которое впоследствии стало называться Сен-Дени. Там его похоронили, на галло-римском кладбище, среди христианских мучеников. Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы "Vie de sainte Geneviève" (520 год), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом. В V веке св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь. А в VII в. король Дагобер основал аббатство возле этой часовни, ставшее одним из самых известных и богатых во Франции. Сам король Дагобер захоронен в базилике, а святая Женевьева и святой Дени считаются заступниками и покровителями Парижа.

Первый христианский король франков Хлодвиг, который выбрал своей столицей городок Лютеция на острове Ситэ, именно из-за его близости к святыням аббатства Сен-Дени,
и великий Карл Мартелл, родоначальник династии каролингов и спаситель Франции, разбивший войска оккупантов-сарацин под Пуатье. В 732 году он предотвратил исламизацию Европы. Они здесь:



Один из моих любимых писателей, хронист VI века Григорий Турский считал, что св. Дионисий был одним из семи епископов, пришедших обращать Галлию в христианство. Посланный в Париж, он умер от преследований императора Деция (249-251гг.). В VII веке св.Дионисий стал особым патроном франков. Похоже, что под именем святого Дионисия подразумевали трех разных людей.



Французских королей со времен Хлодвига короновали в Реймсе, а большинство французских королев - в аббатстве Сен-Дени.

безымянная королева


В 20-м веке археологи обнаружили в Сен-Дени нетронутое погребение VI века - меровингской королевы Арегонды, супруги короля Хлотаря I.



Карамзин в 1790-х годах искал здесь могилу Анны Ярославны, королевы Франции.
надгробия первых королей


Часовня святой Женевьевы перестраивалась под патронажем короля франков Пипина Короткого около 755 года, возведенные вновь стены покоились на прежних основаниях. Она была закончена его сыном Карлом Великим (768-814) и освящена в 775 году в присутствии короля и его приближенных. Руководил строительством каролингского здания аббат Фульрад (750-784), который играл важную роль в политической жизни и пользовался благосклонностью короля.
Король Карл Лысый и Гуго Капет, основатель правящей династии капетингов, были почетными аббатами монастыря, многие принцы крови получали здесь начальное образование.



Именно в монастырской школе Сен-Дени Сугерий, блистательно одаренный человек простого происхождения, еще будучи мальчиком, подружился с другим ребенком, учеником аббатской школы - будущим королем Людовиком ле Гро. Дружба эта продолжалась всю их жизнь. В 1127 г. один из интеллектуалов 12-го века, Бернар Клервосский, писал: «Это аббатство было выдающимся местом и имело поистине королевское достоинство с древних времен; там вели свои юридические дела Двор и рыцари короля».

В XII веке старой каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны, в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.

аутентичные королевские надгробия, 13 век


Сугерию (он родился в 1088 г., был аббатом Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем монастыря, который по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходил большинство других епархий Франции. Сугерий был советником двух королей, а во время Второго Крестового Похода, одинм из идеологов которого он был, король Людовик VII оставил его вместо себя регентом - правителем всей страны.
С того времени его даже стали именовать «отцом отечества». Однако Сугерия заботило не только укрепление французской монархии, но и поднятие ее духовного престижа.



Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).
Нет, не с востока пришла готика в Европу, как утверждают мистификаторы и искатели чужой мудрости. Она родилась во Франции, из великой средневековой европейской культуры, и корни ее здесь - в Бургундии, в Нормандии.
Гениальность Сугерия в том, что он объединил многие духовные и архитектурные идеи прежних, тяжелых и торжественных романских соборов, создав нечто доселе невиданное - готику, летящую и лучезарную архитектуру света.
Назначение «архитектуры света» - духовно возвысить наблюдателя, вознося его от материального к нематериальному. Изобретение Сугерием "историзированного оконного медальона" (то есть того церковного витража, который мы знаем), оказало глубокое влияние на мировое витражное искусство. В этом тоже он был первым. И первая в мире витражная роза построена в аббатстве Сен-Дени - тоже идея аббата Сугерия.


"Удивительная способность к Великому Деланию присуща только старым, истинным витражам - разрешать, отделять и очищать проходящий свет, превращая заурядные частицы в чистейшую субстанцию бессмертия".
(С) любимая rochele

Витражи были особой гордостью Сугерия.
Из исторических сюжетов витражей Сен-Дени один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю", написанное монахами в Сен-Дени. Вероятно, эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в аббатство, состоявшимся в 1147 году.


Высокий, наполненный солнечным светом клирос произвел такое сильное впечатление на епископов, присутствующих на освящении собора, что всю вторую половину века они посвятили строительству во Франции великолепных готических соборов.
Стиль этот назывался лучезарным, пренебрежительную "готику" придумали высокомерные итальянцы во время своего ренессанса, дабы подчеркнуть, что их новомодная архитектура - не то, что у диких северных готов из Франции.

улыбающаяся королева


Столетняя война и гугенотские войны разрушали аббатскую церковь... Известно, что в 1435 и 1567 годах аббатство было в центре конфликта, но точного описания потерь не обнаружено. Как место погребения королей Франции оно сильно пострадало в 1793 году, считается, что головы скульптур были изувечены именно в тот период. Проект радикальной реконструкции внутренней части церкви, предложенный в 1781, связанный "с созданием в крипте капеллы Бурбонов, не был осуществлен по политическим и финансовым причинам. Несколькими годами позже, могилы, витражи и сокровища аббатства были расхищены во время Революции. Здание чудесным образом ускользнуло не только от разрушения по распоряжению Национального собрания, и от ярости революционеров, но также от проекта Наполеона, связанного с превращением монастырской церкви в императорский мавзолей", и пережило пагубные реставрации первой половины ХIХ-го века.

Королева Анна Бретонская с мужем, Людовиком XII

Я зову ее Анечка - она была маленького роста, смелая и нежная, умная, образованная и не очень счастливая. Посмотрите на ее мягкое кельтское лицо, тонкие ключицы... Герцогиня Бретани.
В XV в. древнее герцогство Бретань было присоединено к королевству Франции благодаря двум последовательным бракам Анны Бретонской. Невеста, подобно эстафетной палочке, перешла от Карла VIII, чьей женой она стала в 1491 г., к Людовику ХII (1499).
Эта семейная идиллия была достигнута в результате жестокого поражения, которое нанесла французская армия 28 июля 1488 г. бретонцам, защищавшим национальную территорию. По договору, подписанному с победителем, последний герцог Бретонский — Франсуа II — не имел права выдавать двух своих дочерей замуж «без мнения и согласия короля». Спустя два месяца отец умер, а еще через три года Анну против ее воли отдали за французского короля Карла VIII.

витражи под куполом

В базилике хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого... В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.
Именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства.

Злая и хитрая королева Екатерина Медичи


Базилика была разорена вандалами во время Революции. Произошло осквернение этого изначально мистического места, немедленно переименованного революционерами во «Франсиаду». В течение нескольких недель была перечеркнута история страны длиной в четырнадцать веков. Останки более 60 правителей, старавшихся так или иначе сделать все возможное для возвышения Франции, «эксгумировали» и, свалив в одну общую яму, засыпали известью и сожгли. Были разбиты прижизненные портреты, прекрасные памятники, созданные великими скульпторами разных эпох, сорвана и переплавлена свинцовая крыша. Восставшие парижане полагали, что это поможет им изменить будущее...



Шатобриан так писал о царившем здесь запустении:"Сен-Дени опустошено, здесь пролетают птицы, и на разбитых алтарях растет трава…"

Своим возрождением базалика обязана периоду Реставрации и великому архитектору Виоле-ле-Дюку. Вот кто заслуживает памятника - именно он, историк, художник и реставратор Эжен Виоле-ле-Дюк, спас для человечества погибавший Нотр-Дам, Сен-Дени, Мон-Сен-Мишель, церковь в Везле, замок Пьерфон, Каркассон и еще многие величайшие сооружения, составляющие живую духовную связь с историей Франции, гордость страны. Они стояли черные, полуразрушенные, изуродованные и частью сожженные бесами-рэволюсьонэрами, без крыш, без дверей, их распродавали на камни, как древнюю прекрасную крепость Бастилию... Мы бы уже не застали Нотр-Дам и Сен-Дени, если бы не труд Виоле-ле-Дюка.

детали витража


Эжен Виолле-ле-Дюк и барон Гилерми (Guilhermy) решили вернуть базилике ее прежний блеск. В течение этого периода королевские могилы, которые прославили аббатство, неоднократно перемещали между Сен-Дени и Парижем, затем, после их возвращения в монастырскую церковь, между криптой и нефом. Они сохранены, к счастью, благодаря усилиям Александра Ленуара. Учредитель музея французских Памятников намеревался спасти также от разрушения надгробные памятники других церквей, которые находятся сегодня в Сен-Дени…

Крипта IX века
Там хранились мощи святого Дионисия
Черные плиты - могилы Людовика XVI и Марии-Антуанетты


В 1816 г. Людовик XVIII возращает базилике её былое предназначение королевского некрополя. Он помещает в усыпальницу тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, во время Революции брошенных в общую могилу, возвращенные в 1817 с кладбища Мадлен де Пари, где они были похоронены после казни. Сюда перенесены также гробницы, спасённые Александром Ленуаром во время Парижской Коммуны.

Людовик XVII

8 июня 1795 года в парижской тюрьме Тампль умер десятилетний мальчик. Ребенок тяжело болел и уже несколько месяцев не произносил ни слова. На гильотине его мать, королева Мария-Антуанетта, назвала сына наследником французского престола. Останки замученного в тюрьме ребенка, сохраненные судебным медиком, были отправлены на генетическую экспертизу, которая подтвердила - мальчик был ближайшим родственником Марии-Антуанетты. В 2004 году сердце мальчика, Людовика XVII, было захоронено в крипте базилики Сен-Дени, невдалеке от отца и матери.

Генрих IV


В 1593 году Генрих IV избрал базилику святого Дионисия для церемонии отречения от ошибок протестантства и для торжественного воссоединения с католической церковью.
Когда в 1793-м санкюлоты, бомжи и проститутки громили древнее аббатство, выяснилось, что тело любимого народом короля Генриха IV совершенно не тронуто тлением. Вместо революционных кликов раздался общий возглас: «Да здравствует Генрих IV!». Он выглядел таким, каким его запечатлел на своем полотне Рубенс. Раскопки были приостановлены толпами народа, как это бывает при открытии мощей святого. Французы прощались со своим королем, стараясь дотронуться хотя бы до края его одежд. Лишь спустя несколько дней "работы" продолжились...

Король-Солнце, Людовик XIV


"Обилие скульптуры, каменная резьба, витражи, сияющее золото алтарей — все это не просто красивый церковный декор, это освобожденный из материи свет".


Аббат Сугерий писал:
«Кто бы ты ни был, если ты хочешь восхвалить великолепие этих дверей, восхищайся не золотом и затратами, а искусной работой. Сияет благородное изделие, но, будучи благородно сияющей, работа эта должна освещать умы, чтобы они могли продви-гаться средь истинных светов к Истинному Свету, в который истинный вход есть Христос. То, каким образом это отражено в этом мире, сообщает золотая дверь. Тусклый ум поднимается к правде через то, что материально, и, увидев этот свет, будет высвобожден из прежней погруженности».



Сколь много говорят удивительные слова Сугерия о смысле готического собора! Ведь прежде, чем свет его будет пробуждать дух прихожан, должен быть кто-то, кто выявит этот свет. Прежде всего храм становился Великим деланием (как называли этот процесс алхимики) для тех, кто его строил. Неслучайно поэтому помимо мастеров-каменщиков в возведении собора принимали участие почти все жители города. Они сами создавали храм для своего города! Не столько для настоящего, сколько для будущего, или, может быть, для вечного?

вся базилика

В XII веке елемозинарий Сен-Дени раздавал примерно десятую часть доходов аббатства в виде хлеба, мяса, зерна, сельди: за 25 воскресений – 2500 хлебов. Бедные получали также обувь и одежду.</a> Сиротские приюты, школы, обучение ремеслам, дома престарелых, социальные службы, гостиницы для паломников, выкуп пленных из вражеской неволи, первые типографии, распространение передовых методов сельского хозяйства, труд летописцев, бесплатные госпитали и хосписы - все это средневековые монастыри, где один из главных - монастырь Сен-Дени.

Жанна д’Арк была ранена в этих краях, в битве за Париж. Памятная доска в честь Девы на фасаде Сен-Дени:


Бронзовые позолоченные двери, описанные Сугерием в «De Administratione», были повреждены в 1771, а затем расплавлены в 1794 году. Лишился фасад и северной двери, бережно оставленной Сугерием от старого здания церкви, и южной, заказанной им для нового фасада. Современные двери центрального портала представляют собой реконструкцию, сделанную в 1842-1843 годах


романский фасад


первый готический фасад Франции


роза снаружи


Другое дело, что это потрясающий душу символ самой древней в Европе монархии сегодня обрел вдвойне символическое месторасположение. Сама-то базилика никуда не сдвинулась — стоит, как стояла еще при аббате Сугерии, но сдвинулась Франция, и усыпальница французских королей Сен-Дени стоит посреди арабского поселения с тем же названием. Из безлюдных сводов, отдающих вечностью, посетитель выходит на восточный базар, отдающий европейской современностью — мужчины приятно смуглявого вида, женщины в хиджабах, обильная торговля бараниной, шум и гевалт.

Впрочем, такое пограничье между французской монархией и землями пророка Магомета имело место еще на заре династии Каролингов, в VIII в. по Р. Х. — просто теперь пограничье сильно сдвинулось к северу от Пиренеев. А и то сказать, не совсем же зря трудились комиссары Конвента, и не совсем же впустую пропал их скорбный труд и дум высокое стремленье. Арабский базар — это зримая реальность Франции, тогда как grandeur de la France — это скорее для битвы последнего часа, если она, конечно, состоится.


что построили рядом


Для меня архитектура - это оставшееся в веках отражение внутреннего мира тех поколений, плод общественного согласия своего времени - что считать добрым, прекрасным и вечным. В 12-м веке человеческая душа отражалась в витражах и колоннах базилики Сен-Дени, а сейчас в том, что построено рядом. Но об этом не хочется думать и говорить. Лучше снова вспомнить то, что внутри:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments